Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас 30192 члена ФАР

Информация контрольно-технической комиссии ФАР

Рекомендации альпинистам по общению со СМИ в случае НС


источник: Сергей Шибаев

Очень часто после происшедшего НС информация, появившаяся по нему в СМИ, вызывает у альпинистов весьма негативное впечатление.

Перепутаны названия, навраны высоты, искажены фамилии. Иногда доходит до откровенных глупостей и абсурда типа «С вершины Эльбруса на ледник Безенги упал альпинист». Можно бы было над этим посмеяться, а то и поглумиться, если б не печальный повод, предполагающий совершенно иное настроение и чувства.
Журналисты не видят различий между альпинистами и горными туристами, не сильны в географии, не разбираются в специфике и терминах горовосхождений, халатно относятся к фамилиям действующих лиц.

Но негативного восприятия от их непрофессионализма было бы меньше, если б им не способствовали и сами альпинисты.

Очень часто при НС информация скрывается, «секретится». Одни руководители мероприятий и участники групп, где произошел НС, пытаются информацию «затормозить», чтобы потом представить ее в более выгодном для себя свете. Другие полагают в силу неких ментальных шаблонов, что чем позже общественность и родственники узнают о НС, тем меньше будет шума и обсуждений. И до самого возвращения домой лучше особо ничего никому не сообщать.

В то время, как руководство мероприятия (группы, сбора) считает, что информацию надо как можно дольше держать в закрытом режиме, информация о НС и ЧП становится общеизвестной в течение суток, распространяясь по следующим каналам:

1. по линии МЧС, если его сотрудники приняли участие в спасработах - информация публикуется в ежедневной сводке министерства;
2. по линии прессы: журналисты читают сводки МЧС и тут же "выкидывают" новости;
3. по линии знакомых и родственников, которым члены группы сообщили: "c N несчастье,.. NN получил травму, находится в больнице" и т.п.;
4. по линии случайно узнавших ("утром из лагеря вышел отряд на спасы под Джанги, какой-то парень или связка упали на "четверке", мы уходим на неделю в Теплый угол").

Информация тут же обрастает слухами и домыслами, вкидывается в соцсети или на популярные форумы. Журналисты региональных СМИ и ТВ стараются вытянуть как можно больше информации для эксклюзива из местной федерации, клуба, секции, от родственников, соседей, одноклассников, роют соцсети в поисках фото. В итоге, как раз, и получается то, от чего альпинистов коробит и вызывает желание использовать нецензурные выражения.

Поэтому рационально и правильно по завершении спасательных и транспортировочных работ представить краткую информацию о случившемся - проинформировать региональную федерацию, КТК ФАР.

Информация должна содержать лаконичные ответы на четыре вопроса:
где - когда - кто - как.
И больше ничего.

Никаких догадок и, тем более, выводов о том, кто виноват и какая цепочка событий привела к печальному финалу.

Пример:

"12 июля с.г., ориентировочно в 15:30, на спуске по маршруту 5А к.тр. с вершины Шхара (5100 м), р-н Безенги, Кабардино-Балкария, Центральный Кавказ, в результате камнепада получил травму (ушиб правого бедра) участник группы сборов альпклуба NNN из г. Энск, перворазрядник Дормидонт Дормидонтов, 26 лет.
После проведения транспортировочных работ он был эвакуирован в альплагерь "Безенги", и далее - в республиканскую больницу г. Нальчика.
Состояние пострадавшего - удовлетворительное.
Выводы о причинах ЧП будут опубликованы после расследования происшествия комиссией альпклуба и КТК ФАР.
Представитель альпклуба NNN
Конт. тел., e-mail
Сведения и контакты родственников и друзей пострадавшего не предоставляем."



Еще раз повторю: скрывать информацию – бесполезно, она появится быстрее, чем вы предполагаете, но в искаженном превратном виде, и нанесет ущерб больший, чем оперативно представленная общественности грамотная новость.
Особенные мастера искажать и наплевательски относится к фактам – сотрудники новостных каналов ТВ. Их непрофессионализму и пофигистскому отношению способствует непрекращающийся поток всяческих новостей, отсутствие редакторского контроля и безнаказанность в случае любых ляпов и ошибок.

Поэтому, если представителя клуба или ФА телевизионщики просят об интервью по факту НС и ЧП, подготовьте им информацию в распечатанном виде – есть шанс, что хоть по бумажке они правильно прочитают или перепишут текст для своего редактора. (Именно, есть шанс, но опять же не гарантия).
Как правило, у вас есть время до приезда телекорреспондента с операторской группой.

Поэтому подготовьтесь и прорепетируйте текст информации, которую вы можете сказать на камеру. Текст ровно такой же, пример которого опубликован выше. Корреспондент строит общение в форме диалога: практически задает те же самые вопросы: кто – где – когда и как. Хотя могут возникнуть и вопросы из разряда самых обывательских.

Например, вы сказали, что альпинист упал в трещину на леднике. Для корреспондента это абстракция – и что собой представляет ледник, и что есть трещина в нем. Объяснения «как в учебнике» не годятся – слишком длинно и умно. Но как-то надо объяснить и корреспонденту и людям – через него – что же это такое.

Так же надо иметь ввиду и ожидать, что запись с вами может продлиться 10-20 минут, а в эфир выйдет сюжет на полминуты. Или вообще вы в эфире скажете пару фраз, а остальное будет обрезано и в произвольной форме донесено до зрителей корреспондентом или ведущим новостной программы.