Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас 30295 членов ФАР

ЦШИ 2015 – очередной этап становления Школы инструкторов альпинизма

ЦШИ 2015 – очередной этап становления Школы инструкторов альпинизма


Проведение Центральной школы инструкторов 2015 года стало важным промежуточным итогом формирования постсоветской системы образования в альпинизме. Период реформирования Школы инструкторов, начатый в 2007 году, продолжается. Но уже сейчас Школа имеет международный сертификат UIAA, команду сертифицированных тренеров и сочетает в себе лучшие достижения советской и международной практики обучения альпинизму.




Становление новой школы можно условно разделить на три этапа:

На первом этапе (2007 – 2011 гг.) приоритет в обучении отдавался реальной альпинистской практике и набору технического опыта курсантов. Основой для методической подготовки инструкторов была советская система подготовки инструкторов.

Второй этап (2011-2014 гг.) – стал периодом прохождения сертификации UIAA, освоения новых техник и методик в альпинизме. Так комментирует этот этап Александр Киселев, старший тренер ЦШИ 2011-2015 гг.: «Команда тренеров в 2011 – 2014 году выполняла конкретную задачу, которая была поставлена руководством ФАР, - сертификацию Школы в UIAA и успешно её выполнила. За это время был разработан и насыщен лекциями, практическими и методическими занятиями учебный и календарный планы, привязанные к условиям Безенги и выделенному времени, разработаны методики преподавания всех тем этих планов, а также разработана и доведена до хорошего уровня система текущего и итогового оценивания курсантов Школы. На этом этапе особое внимание уделялось новым техникам и на основе именно этих техник формировались учебные планы и методики преподавания в Школе. Только такой путь вел к успешной сертификации. Ту Школу много ругали, не понимая суть её главной задачи – интеграции и адаптации нашего альпинизма в мировое альпинистское сообщество».

После проведения школы 2014 года стало понятно, что ее можно и нужно менять в сторону расширения методической части за счет сокращения технической подготовки. Тем более, что применение новых, сгруппированных по назначению, техник приобрело массовый характер благодаря уже подготовленным инструкторам.

На третьем этапе, начатом в 2015 году, направление развития Школы 2015 было определено результатами и отзывами курсантов предыдущих выпусков и самой логикой развития и целесообразности учебного альпинизма в ФАР. Стало очевидно, что необходимо сместить акценты обучения от методик преподавания сложных техник к методикам обучения на реальном рельефе для этапов начальной и спортивной подготовки.


фото Сергея Глазунова


В учебном плане Школы вновь появилось учебно-методическое восхождение, в процессе которого курсантам, попеременно выполняющим роль инструктора отделения, предоставляется максимальная свобода принятия методических решений. Особая роль при этом отводится обсуждению всех этапов и принятых решений после восхождения.
Кроме того, в Школе практически исключили тестирование технических навыков, а за счет освободившегося времени увеличили количество занятий, зачетов и экзаменов по методике обучения этапам НП и СП на различных формах горного рельефа.

На итоговом теоретическом экзамене кроме письменной части (3 часа) ввели собеседование, которое дает более глубокое представление об уровне подготовки выпускников Школы.

«В целом отзывы о ЦШИ-2015 положительные, - говорит старший методист ЦШИ Андрей Мариев. Но мы уже сейчас сгруппировали ряд вопросов и решений, которые улучшат качество проведения будущих школ. Мы продолжим работать с сформировавшимся за последние годы коллективом тренеров, который показал способность творчески и ответственно работать на результат. При этом команда тренеров открыта для способных и инициативных инструкторов, овладевших современными техниками и методиками обучения в альпинизме», - завершает он.

 

фото Сергея Глазунова