Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас 30193 члена ФАР

Школа жизни в Школе инструкторов

Школа жизни в Школе инструкторов


источник: Risk.Ru

Обладательница стипендии Red Fox Галина Ротанова об обучении в Школе инструкторов альпинизма





Ни на что особо не надеясь, мы с Таней подали заявки на грант «Стипендия Red Fox» - на обучение в Центральной школе инструкторов и… выиграли его! Теперь никаких отговорок. «Пилим» грант пополам и едем в ущелье Безенги на Центральный Кавказ. Дни близятся к отъезду, но все еще сложно поверить в то, куда нам предстоит отправиться…
Подготовка к Школе заняла массу времени – отправка документов, распечатка карт, переписки, «перезвоны», поиск сертифицированного снаряжения, закупка, упаковка продуктов и отправка их транспортной компанией... Все это было связано еще и с тем, что после Школы мы запланировали продлить путешествие по Кавказу, но об этом позже…

Длинный день.
Так странно…. Еще вчера я была в душном офисе, а сегодня - в горах. Вокруг новые лица, люди, одетые в красивые куртки с множеством надписей и нашивок. Невольно ощущаешь себя одним из заговорщиков какого-то великого таинства.
Мы с Таней были в Безенги в 2010 году. Помню, какое сильное впечатление произвела на нас Безенгийская стена, освещенная солнцем в день приезда. Сейчас же не видно ни стены, ни пирамидальной Гестолы – вершины, олицетворяющей само ущелье. Пасмурное небо, дождь, холодно. Июнь в горах – не сезон для погоды…
Вечером собрание, краткое знакомство между преподавателями и школьниками.

Мы с Таней еще раз убеждаемся в том, что являемся единственными представительницами прекрасного пола из 27 человек.
На стенде висит календарный план на ближайшие двадцать дней. С завтрашнего дня начинается работа. Мы еще слабо представляем себе, что нам предстоит…




07.06

С этого дня каждое утро начинается с брифинга – краткого обсуждения предстоящего дня.
Сегодняшний день полностью посвящен медицине. Занятия проводит Дергачев Александр. С утра до вечера изучаем основы оказания первой помощи при несчастном случае в горах, да и вообще в жизни. Все эти знания необходимы любому человеку. День проходит очень интересно и продуктивно. Вечером каждому удается сыграть роль «пострадавшего» с переломанными ногами и руками и полежать в акье. Над моими «травмами» неустанно трудятся два Сереги – Глазунов из Иркутска и Салмин из Тюмени. Как это ни парадоксально, но именно отработка медицины и переноски пострадавшего всегда вызывает бурю эмоций и смеха….
После медицины жеребьевка для завтрашнего «входного теста» на скалах. Я попадаю в связку с Салминым, чему очень рада.

08.06

«Входной тест» представляет собой лазание первого с судейской страховкой и организацию им верхней страховки для второго. На скалах разместились все инструктора. Каждый смотрит за правильностью выполнения приема. Немного не по себе.… Лезу первая, «выбираю» Серегу. Дюльфер вниз. Все. Первое испытание пройдено. Теперь нас распределят по отделениям, и начнется самое интересное…





09.06-25.06

Все эти дни – кропотливая работа инструкторов и школьников. С утра до вечера. После ужина - лекции.

Сначала ночью было время, чтобы поспать, но потом…
Так как питаемся мы самостоятельно, приходится за отведенный час на завтрак, обед и ужин успевать еще и приготовить, но на «поесть» времени обычно не остается. Спасибо нашему дружескому коллективу школьников, которые то и дело тайком подкладывают в комнату яблоки, апельсины или булочки из столовой. Практически на каждой лекции ребята вручают нам бананы, принесенные с ужина. Приятно.
Через три дня наши два мешка прибыли в ущелье, правда, в несколько помятом виде – протекла сгущенка и баллон с газом. Что ж, продукты будут с душком…
Огромное спасибо Темболату Татуевичу, который дождался наш груз в Нальчике, на а/б «Безенги»!
Ни минуты отдыха. Постоянные занятия на скалах, травянистых склонах, площадках, выходы в высокогорную зону на лед и снег, спасение из трещин и лавинная подготовка.

Все занятия чередуются со сдачей зачетов, экзаменов и проведением методических уроков.
Новая техника. Названия на слуху, но в жизни я практически никогда их не применяла – «мунтер мулл», «вай нот», «кордалет». Непривычно. Нужно постараться, чтобы все освоить и понять. Много народа с «жетона», они уже владеют этой техникой. Смотрю на них с белой завистью и стараюсь во всем разобраться. Сложно. Разобравшись в одном, приходится мгновенно переключаться на другие технические приемы. Лекции на ночь глядя, после длительного рабочего дня, уже не воспринимаются. Нужно какое-то время, чтобы усвоить все то, что пройдено за день, но этого времени в плане нет.





18 июня мы поднялись в ущелье Укю-Кош.

Впервые отмечаю День Рождения в горах, да еще и таким способом – заброской в Теплый Угол.

С утра принимаю поздравления от Школы. Вечером, после снежных занятий, ребята помогают сделать тортик из печенья и сгущенного молока. Мы с Танюшкой занесли наверх фрукты. Таня с Женей Кукушкиным из Красноярска где-то нашли одну большую свечку для торта, так что у меня есть возможность загадать желание, и я даже знаю какое….
Наконец-то звучит гитара. Тяжеловато находиться в бесконечном процессе обучения и нескончаемом потоке информации. Звуки гитары дают пищу для души, и силы вновь возвращаются…

На следующий день с самого утра отправляемся на снег, делаем различные станции, имитируем срывы с самозадержанием. Впервые держу в руках бипер для поиска других лавинных датчиков, тщательно закопанных моими коллегами в снег. Копаем пещеру, которая на стадии ее завершения рушится у нас на глазах в связи со своеобразной структурой снега. «Копилка» знаний пополняется все больше и больше. С каждым днем в Школе становится с одной стороны труднее, а с другой – проще (конечно, это понятие относительно), потому что происходит «втягивание» в процесс учебы, ближе знакомишься с людьми, которые тебя окружают. В сознании уже закоренели два незаменимых здесь слова: старание и трудолюбие.

Нам посчастливилось – на Школе в плане есть учебно-методическое восхождение.
20 июня три отделения вышли на в. Гидан, два отделения – на в. Укю, по маршрутам 2А к.сл.
Наше отделение совершило восхождение на в. Гидан. И подъем, и спуск были разбиты на участки, на одном из которых каждый курсант исполнял роль инструктора.
Мне кажется, что именно выходы в высокогорную зону и восхождения сплачивают коллектив, «расставляют» все по своим местам. Именно в таких ситуациях человек способен проявить себя со всех сторон. Восхождения, на мой взгляд, необходимы в Школе инструкторов, и я счастлива, что у нас, будучи в горах, была возможность походить в горы.
Остаются считанные дни. Еще один экзамен по ледовой технике. Мы вновь выходим на ледник Кундюм-Мижирги, на «Поповские» ночевки.





Если хочешь полноценно ощутить, что в сутках 24 часа – Школа инструкторов в этом поможет. Раннему выходу предшествует ночная подготовка к экзамену. Конечно, это по желанию.
В завершении Школы итоговый письменный экзамен и собеседование. После экзамена, пожалуй, впервые появляется свободное время, сопровождающееся жутким нервным напряжением в ожидании результата. Сдали. Комок нервов, видимо, не выдержал и лопнул. На глазах слезы. Трудно поверить, что все позади. Это была целая Школа жизни в Школе инструкторов…
Три дня подряд Дни Рождения. В день экзамена именинник – Игорь Седых из моего отделения – добрый, отзывчивый мужчина, многодетный папа с какими-то неземными отцовскими чувствами, удивляющий нас на подходах и забросках обязательной стеклянной баночкой с кизиловым или клубничным вареньем, чудом появляющейся из рюкзака.
Игорь накрыл огромный стол в баре у Тони, той самой Тони, что еще в 2010 году приветливо улыбалась, протягивая нам горячие хичины в своем теплом и гостеприимном баре. За столом собрались все курсанты и инструктора. Игорь принимает поздравления.





26.06

Резервный день, «мигающий» в учебном плане как спасительный маяк. Такого дня не хватало в середине Школы, чтобы додумать, доделать, разложить полученную информацию по «полочкам»…
Сегодня у нас есть возможность полазить по скалам с верхней страховкой. Инструктора организовали множество трасс различной сложности. Желание выспаться «перетягивает одеяло» на свою сторону, но желание полазить для себя, в удовольствие, все-таки побеждает.



После обеда собираем рюкзаки. Вечером вручают свидетельства об окончании Школы инструкторов и.… Вот и все.
В баре уже сидит Саня Перепечин из Иркутска с гитарой. Тут нужно сделать небольшое отступление…
Временами из «Теплого Угла» (кафе напротив нашего домика) доносились звуки гитары – Саня что-то наигрывал. Иногда даже удавалось услышать песни в его исполнении, но это было крайне редко, ведь свободное время практически отсутствовало.

Компания, приехавшая в Школу из Бурятии – это невероятно искренние, добрые, щедрые и веселые парни, во многом помогшие нам с Таней, о чем они, может, и не догадываются. Их юмор и душевность помогали преодолеть многие трудности. Чего только стоили возгласы Сереги Глазунова: «Омск! Чего такой грустный?», после чего непременно вручалась карамелька. А совместное приготовление жареной картошки на гигантской сковороде, которую дала тетя Халима, работающая в «Теплом Углу»? Парням, в конце концов, совсем осточертело готовить пищу на горелке и употреблять ее, так сказать, «на скорость»….
Один раз мы за час общими усилиями наварили кастрюлю супа и натушили котелок картошки, но началась лекция.… Хотя, конечно, добру пропадать не пришлось.

А сейчас последний вечер в Школе. В баре у Тони людей становится все больше. Саня Перепечин проникается каждой песней, поет не голосом, а душой – это видно. Женька Лысов что-то все время рассказывает и то и дело подстегивает нас с Таней: «Омск! Чего молчим?». Купцов Макс из Пензы – это вообще уникальный человек, любая его фраза может стать лучшим произведением сборника анекдотов. На улице холод, а он вырядился в полотенце и зовет всех в баню.
Поздно ночью всей толпой идем провожать Серегу Глазунова – он сегодня уезжает.
Давно перевалило за полночь. Бар пустеет, а мне не хочется уходить. Именно таких вечеров не хватало, но именно поэтому он такой ценный сейчас. Беру в руки гитару. Многое можно рассказать через песни…

Школа.… Да, было трудно, но оно того стоит. Знания, приобретенные там – бесценны. В одном месте собрались люди из различных городов России, Белоруссии и Украины с разной подготовкой, разными взглядами на жизнь, но Школа смогла всех объединить и направить на решение общих вопросов и задач. Здесь, безусловно, воспитываются характер, сила воли, трудолюбие и желание учиться – качества, необходимые для того, чтобы ходить в горы.