Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас 30300 членов ФАР

Истории борьбы, гибели и спасения

Истории борьбы, гибели и спасения

Интервью Марины Сивоконь с Сергеем Шибаевым


Новые книги об альпинизме не так уж часто представляют вниманию российских любителей горовосхождений.
Недавно был анонсирован выход книги Сергея Шибаева «Девять историй борьбы, гибели и спасения». Это – третья книга автора в серии «Аварии в альпинизме» (две предыдущих вышли в 2015 г.). Девять очерков охватывают события пятнадцати лет, с 1998 по 2013 год, и повествуют о девяти трагедиях, или, как их принято называть у альпинистов аббревиатурой из документов – НС, случившихся на разбросе высот от Хибин до Гималаев, от учебной вершинки Гидан до К2 и Эвереста.


Автор – руководитель контрольно-технической комиссии ФАР - много лет занимающийся анализом несчастных случаев в альпинизме, рассказывает об экстремальных ситуациях, происшествиях и спасработах в горах на основе реальных событий и документов. Все эти истории в свое время стали резонансными и горячо обсуждались в восходительских кругах.

Марина Сивоконь: Сергей Алексеевич, резонансных историй даже за последние пятнадцать лет было достаточно. Какие именно Вы выбрали для этой книги?

Сергей Шибаев:
Вы правы, событий за эти годы было много. И, конечно, можно было бы написать том в два раза толще. Но не всегда есть та достаточная полнота информации, позволяющая всесторонне представить читателю происшедшее. В некоторых случаях участники и свидетели НС просто не идут на контакт, а спасатели МЧС предпочитают не вдаваться в подробности, чтобы действия ведомства не попадали под возможную критику граждан, или чтобы начальство негативно не истолковало откровения подчиненных. Исходя из этого, я считаю, что далеко не все случаи стоит представлять вниманию публики, если у читателя нет возможности всесторонне увидеть и судить о произошедшем на основе разных точек зрения.

Поэтому я отбирал для книги те истории, по которым удалось собрать материал, в первую очередь, из первоисточника, от участников событий, с учетом спектра мнений, опубликованных в разных источниках.

Сейчас, как никогда, популярны восхождения на Эльбрус. И одна из историй - «Порывом ветра» - наглядно демонстрирует, как у восходителей, возникают проблемы на ровном месте и почему не стоит строить иллюзии при самой замечательной погоде или надеяться на спасателей, как на людей всемогущих.

Другой очерк посвящен весьма незаурядной фигуре в истории нашего альпинизма 90-х годов - Алексею Никифорову. Этот человек первым из россиян достиг вершины Макалу и вторым – вершины К2. В рассказе о его гималайских приключениях появляется такой любопытный персонаж, как Шанталь Модюи – выдающаяся восходительница мировой плеяды 90-х. Альпинистка, которая с одной стороны исповедовала бескислородные восхождения и взошла на шесть восьмитысячников без кислорода. С другой, ее экстравагантное поведение и «умение» попадать в неприятные ситуации стали в те годы почвой для пересудов мирового альпинистского сообщества. Увы, и Шанталь, и Алексей навсегда остались в горах…

В анналы истории мировых спасательных операций вошла и попытка спасения баска Иньяки Очоа. Этот мощный благородный порыв собранной волей случая интернациональной команды восходителей, во главе которой оказался Сергей Богомолов, описан в главе «Аннапурна. Спасы Иньяки».

Отношение к случившемуся НС, восприятие произошедшего, включение защитных механизмов психики хорошо видно на примере героев очерка «Всё было правильно».

Большой резонанс в свое время вызвала трагическая история группы новичков, приехавших зимой в лагерь «Безенги», а история спасения группы туристов, совершавших зимний траверс Безенгийской стены, пару недель была в топе новостей всех российских СМИ.

В книгу включены ранее неизвестные подробности трагических случаев на К2 с группой Юрия Утешева (2006) и с Виталием Гореликом (2012).

М.С.: Почему Ваши книги выходят не в «бумаге», а в электронном виде?

С.Ш.: Это связано с экономическими причинами, в первую очередь. Даже небольшой тираж в 1000 экземпляров обходится издателю со всеми затратами в круглую суммы порядка пары сотен тысяч рублей. Далее возникает проблема сбыта. Контакты с магазинами, оформление договоров, доставка, возврат средств занимают очень много времени. В итоге, по опыту предыдущих изданий, по опыту моих коллег, даже просто вернуть вложенные средства при таких условиях не всегда получается. Крупные издательства, выпускающие книги потоком, могут себе позволить разные тиражи книг различной тематики. А маленькие и узкопрофильные издательства, не имеющие больших оборотных средств, вынуждены выкручиваться, буквально выживать. Тем более что наша аудитория, мягко говоря, невелика, относительно таких огромных аудиторий как, например, любители моды, фанаты футбола или знатоки автомобилей. Вот пример - книга о жизни такой легендарной фигуры, как Виктор Солонников, была выпущена в Петербурге тиражом в 70 экземпляров – только для близких друзей и родственников.

Вторая причина – у альпинистов к книгам профессиональной тематики, как это ни странно, не такой большой интерес, как можно было бы ожидать. Скачать бесплатно в интернете – тут желающих, хоть отбавляй. А покупают книги только самые увлеченные и приверженные теме люди. Увы, для многих горы стали чем-то вроде «спортзала» для фитнеса. Видно, что, кроме цены занятий, их мало что волнует, и уж, тем более, не чьи-то мемуары или учебные пособия. Но это еще как-то понимаемо. Но почему не читают книги по своему роду занятий те, кто представляется инструктором, тренером, спасателем, руководителем клуба или федерации, т.е. в некоем роде профессионалы, мне непонятно. Если ты 11 месяцев живешь вне гор, - а у многих получается именно так, - как ты можешь развиваться в профессиональном плане?

М.С.: На Западе многие истории в стиле экшн, случившиеся в горах, становятся объектом интереса не только читателей и прессы, но и киноиндустрии. За последние годы мы увидели «Эверест», «127 часов», «Касаясь пустоты». У нас же, если и выходят фильмы, то горы и альпинизм служат лишь фоном для какой-нибудь любовной истории…

С.Ш.: Это так. Знаете, историю группы Землянникова и траверса Безенгийской стены можно было бы вполне кинофицировать, и она нисколько бы не уступила по драматизму и поворотам сюжета такой известной экранизированной истории, как «Touching the Void», снятой очень талантливо, реалистично, завоевавшей кучу первых призов на фестивалях. Ну, и «Неоконченный траверс» был бы никак не хуже. Абсолютно киногеничная история в стиле экшн.
Те же американцы очень живо реагируют на подобные случаи, и жанр «снято по реальным событиям» у них уже много лет в тренде. И – в плане эмоционального, динамичного, напряженного сюжета - можно было бы вполне экранизировать такие из «Девяти историй…», как «Порывом ветра» или «Спасы Иньяки». Ведь сняли же испанцы документальный 80-минутный фильм «Настоящая жизнь» - реконструкцию событий на Аннапурне.

М.С.: Тема безопасности в горах, несчастных случаев стала основной для Ваших книг. Вы и дальше будете оставаться в рамках этой тематической «территории»?

С.Ш.: И да, и нет. Осенью я планирую закончить книгу «Девять портретов героев былинного времени». Это будут рассказы о жизни девяти ярких личностей из истории нашего и зарубежного альпинизма, известных и неизвестных широкому кругу читателей. Одних героев уже нет с нами, другие живут и здравствуют.
В работе книга, посвященная загадкам, которые достались нам из прошлого нашего и зарубежного альпинизма и других экстремальных видов спорта.
Ну, и конечно, продолжится серия «Аварии в горах».

М.С.: Героев - опять девять, Сергей Алексеевич. Почему так? Любимая цифра?

С.Ш.: Да нет. Случайно так вышло. Когда набрасывал план книги, понял, что вот девять героев, как и девять историй будут в самый раз. Для «Историй» я сначала составил список из 25 сюжетов. Потом стал отбирать. Что-то показалось сырым, недоработанным, не особо интересным, слишком простым по сюжету. Так их осталось девять. Точно та же история с «Героями…». Тот же отбор из двух десятков фигур.

М.С.: Ваша комиссия практически круглый год в работе. Среднестатистически получается НС в месяц. Что вас, скажем так, удручает в случившихся НС?

С.Ш.: Часто слышу, что, де, НС случился в силу форс-мажорной ситуации, объективных опасностей, что предусмотреть такое было невозможно, и поэтому никто не виноват, «это горы»…. Конечно, и такое возможно, и случается. Но редко. При независимом взгляде со стороны заметны и ошибки, и просчеты восходителей.

Да, получается НС в месяц, и почти целый месяц у КТК уходит на расследование каждого случая. Что удручает?.. Глухота и самоуверенность. Вот в обеих безенгийских историях людям говорили: не ходите – там повышенный уровень риска, там опасно, вы не настолько готовы, задача не по вашим силам. Но они никого не слушали. То же самое было и в ряде НС за 2015 год. И «Девять историй…» - это повод еще раз подумать над бренностью жизни и шансами для продления этой жизни.