Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас 30301 член ФАР

Альпинизм в Москве. Часть 1

Все статьи

Московский альпинизм был и остается важной частью отечественного альпинизма. В первой части из цикла материалов по истории московского альпинизма Леонид Мач рассказывает о том, как все начиналось.

Автор: Леонид Мач.

Довоенный период

В марте 1931 года московские любители гор объединились в горную секцию г. Москвы при московском горсовете ОПТЭ (Обществе Пролетарского Туризма и Экскурсий). Столешников переулок, д.16 - здесь, в маленькой комнате, родился московский альпинизм. Первым председателем секции был избран Владимир Григорьевич Соловей.

Летом 1931 года в горы отправилось 252 человека в 72 группах. На Кавказе было созданы два первых самодеятельных туристско–альпинистских лагеря. Пятнадцатого июня в Приэльбрусье в ущелье Шхельды по инициативе Бориса Кудинова открылся лагерь киноработников. Осенью 1931 года председателем секции был избран Алексей Гермогенов.

Московская секция организовала постоянные тренировки в столице до выезда в горы. С 1932 года московские альпинисты приступили к освоению руин Царицынского дворца. Здесь проводились скальные занятия. «В царицынских камнях отразилась вся история московского альпинизма советской эпохи – гигантский информационный пласт. Камни Руин, кирпичи Замка, аллеи и дорожки парка видели и помнят всех. Нет, не было и не будет в истории советского, российского альпинизма сооружения более значимого, чем Царицынский Замок – «Скалодром Всесоюзного значения», Центральная тренировочная База московского, российского, советского альпинизма».

Руины Царицынского дворца. Фото Юрия Мача


В 1932 году состоялась первая Тянь-Шаньская экспедиция московского Дома ученых под руководством Августа Андреевича Летавета, в экспедиции участвовал академик Энгельгард. С 1932 по 1938 г., экспедиции московского Дома ученых ежегодно отправляются на Тянь-Шань.

Осенью 1932 года в постоянном активе центральной московской секции насчитывалось 100 человек. В 1933 году в Москве организовалось уже 15 низовых горных секций.

В 1933 году по инициативе Горбунова, начальника Таджико–Памирской экспедиции, организован «Спецотряд №29», целью которого являлось восхождение на пик Сталина. Начальником оперативной группы был А.Ф. Гетье, альпинисты Е.М. Абалаков, Д. Гущин, А. Цак, Харлампиев-младший, Харлампиев-старший, Николаев и Шиянов. Врач - альпинист Маслов, начальник хозяйственной части - М. В. Дудин. В экспедиции принимали участие кинооператор Михаил Каплан, спортсмен – футболист, журналист Михаил Ромм. Штурм пика Сталина увенчался успехом - коренной сибиряк, москвич Евгений Абалаков в одиночку достиг вершины.

Про это восхождение известно достаточно много. В сети выложена книга Михаила Ромма «Штурм пика Сталина», там же можно найти много интересного про почти всех бойцов спецотряда №29.

К середине 30 годов вузовские и заводские низовые секции окрепли, самостоятельно организуют выезды на Кавказ и другие горные районы страны. Более 10 московских альпинистов участвовали в походе командиров РККА по Памиру под руководством Н. Крыленко. На курсах мастеров альпинизма при ЦС ОПТЭ обучалось 30 москвичей.

В 1934–35г. председателем Московской горной секции был Аристов Олег Дмитриевич, В 1934 году Аристов стал первым штатным работником по альпинизму в отделе физкультуры, спорта и туризма ВЦСПС.

В декабре 1934 года в московском Доме Ученых состоялся Всесоюзный слёт альпинистов. На нём было оглашено решение ЦИК СССР об учреждении значка «Альпинист СССР», званий Мастер Спорта и Залуженный Мастер Альпинизма.

Значок "Альпинист СССР II ступени"



В 1935 году московской секцией было организовано восхождение 155 человек на Эльбрус. Московская горная секция организовала школу инструкторов на Кавказе, которую окончили 28 человек. В работе школы принимали участие мастера альпинизма Л. Бархаш, Е. и В.Абалаковы, Д.Гущин, М. Дадиомов, С. Ганецкий, А. Поляков и 25 лучших альпинистов московской горной секции. Олег Аристов за сезон совершил 23 восхождения.

В 1935 году московская горная секция объединяла до 2000 человек в 35 низовых организациях. В этом году впервые была проведена классификация маршрутов на вершины от первой до пятой категории трудности. В этом же году в День физкультурного парада, 20 июля на Красной площади прошла колонна московских альпинистов.

В 1936 году секцию возглавил Василий Логинович Семеновский и руководил ею вплоть до своего ареста в 1937 году.
В 1934, после подавления антифашистского восстания в Австрии, многие социал-демократы, коммунисты, среди которых были альпинисты, эмигрировали в СССР.


Один из политэмигрантов, австриец Густав Деберль поселился в Москве и на Воробьевых Горах учил московскую детвору и местных ребят из деревни Воробьево (стояла на месте МГУ), горным лыжам. Из этих детей позже выросла практически вся элита советских горнолыжников из обществ "Трудовые резервы", "Труд", "Наука", "Спартак", "Локомотив", ЦДКА, "Динамо". 


По приглашению ВЦСПС Деберль вместе со своим ассистентом, земляком и товарищем по Шуцбунду Францем Бергером, преподавал в Московском областном институте физкультуры горные лыжи, альпинизм и горноспасательное дело. Скальные тренировки проводили на царицынских руинах.

Весной 1935 г. Г. Деберль, Ф. Бергер и П. Заричняк переезжают в Нальчик. Основывают альплагеря Адыл-Су и Локомотив (ныне Джантуган), скальную лабораторию над лагерем, ныне именуемую «Густав Шпитц».

Шуцбундовцы организовали первые в СССР курсы по повышению квалификации инструкторов альпинизма, горную школу высшего мастерства – «Bergsteigerchule». Половина преподавательского состава - одиннадцать австрийских профессиональных альпинистских инструкторов. За первый же год, на этих курсах были подготовлены 168 инструкторов альпинизма. 
Шуцбундовцы внесли громадный вклад в становление московского и всего советского альпинизма.

Существует свидетельство (Лев Михайлович Рубинштейн, «Записки счастливого альпиниста»), что первые в СССР соревнования по скалолазанию состоялись в 1937 году на Кавказе, на скалах «Густав Шпитц»:

«В лагере “Адыл-cу” в 1937 году была школа инструкторов, где я работал тренером. Я очень полюбил скалы. Мы ходили заниматься в скальную лабораторию, названную «Густав Шпиц» в честь всеобщего любимца и прекрасного скалолаза Густава Деберля. В этой лаборатории были скалы всех вообразимых и невообразимых профилей: и камины, и стенки с зацепками различной величины, и плиты, и трещины, от таких, что лезет голова, до таких, что и мизинец не войдет. На этих скалах Виталий Михайлович Абалаков перед окончанием школы устроил первые, как он сказал, всесоюзные и всемирные соревнования по скалолазанию, и действительно, ни в России, ни во всем мире до него таких соревнований никто не устраивал. Позже они приобрели большую популярность и теперь идут во многих странах мира. Гонка на время по секундомеру проходила по двум трассам. На первой я показал лучшее время, на второй – Ваня Леонов. Так мы с Ваней стали первыми чемпионами России по скалолазанию».


Судьба многих альпинистов – политэмигрантов сложилась трагически. Репрессии, депортации в гитлеровскую Германию. В числе депортированных в 1937 г. оказались участник экспедиции 1933 года австриец Антон Цак (1903 - 1975, Австрия). Оказывается, депортация из СССР в оккупированную фашистами Австрию ещё не означала концлагерь и расстрел. Выдающийся советский альпинист - участник первовосхождения на Хан-Тенгри, австрийский горный проводник Франц Йозеф Зауберер так же был депортирован в Австрию, проживал в Вене, где в 1944 году погиб под американской бомбой.


П.П. Захаров: «В те страшные годы тоталитаризма вместе с миллионами граждан репрессиям (арестам, пыткам, ссылкам, концлагерям, физическому уничтожению) подверглись и многие альпинисты. О некоторых подобных жертвах мы знали понаслышке, причем такая информация была предельно скупой - в лучшем случае была известна фамилия и то, что этот человек был арестован. О большинстве жертв нам ничего неизвестно и сегодня. Аресты производились персонально и целыми группами, так в июле 1937 г. на территории альплагеря «Адыл-су» было арестовано сразу 12 советских и австрийских (шуцбунд) инструкторов, работавших в то время в лагере».

В 1936 году, постановлением ЦИК СССР, был организован Всесоюзный комитет по делам физкультуры (в дальнейшем физкультуры и спорта) при Совнаркоме СССР. Деятельность ОПТЭ была приостановлена. Московская горная секция была подчинена Спорткомитету Москвы.

В начале тридцатых годов в СССР насчитывалось 42 альплагеря. К концу - 33 стационарных альплагеря, мелкие – временные альплагеря закрылись, но общая пропускная способность системы альплагерей существенно увеличилась.


Павел Филиппович Захаров

Один из первых организаторов и работников централизованной спасательной службы Кавказа, созданной в 1937 году. Тренер Всесоюзных сборов инструкторов и спасателей альплагерей. Был зачислен в ОМСБОН. Воевал под Москвой. 1942 – Школа военного альпинизма и горнолыжного дела Закфронта в Бакуриани. Выполнял ответственные боевые задания в тылу врага в Приэльбрусье и Старом Карачае. Имеет правительственные награды.


Павел Захаров. Фото Юрия Мача


В 1947 стал первым чемпионом страны по скалолазанию в связках в Домбае. Отсюда и начались те самые «Домбайские связки» - дисциплина в скалолазании. Павел Филиппович - «Мастер альпинизма». Отец Павла Павловича Захарова.

Александр Берман, "Среди стихий", рассказы Иосифа Кахиани – «Наша с Мишей стена»:
«Кто твой тренер?" - спросил я. Он замолчал, фамилию не мог запомнить. "Мой тренер, - сказал он, - очень веселый человек, он бывал на моей родине, ростом он небольшой, несколько слов знает по-свански, знает моего дядю Максима, хороший человек, но фамилия его трудная, Зах... Зах..." - "Захаров Павел Филиппович, - сказал я. Тренера Миши многие называли сокращенно Палфи, но мы так его не называли. В тот же день я поговорил с ним. 
«Он будет хорошим альпинистом потому, что хороший человек» - сказал Павел Филиппович».

В 1938 году состоялась 6-ая Тянь-Шаньская экспедиция Московского Дома ученых под руководством Летавета. Результатом явилось первовосхождение на Пик Победы (7439 м, названный тогда пиком 20-летия ВЛКСМ). На вершине: Л. Гутман, Е. Иванов, А. Сидоренко (19.09.1938). Официально факт первовосхождения признали только через 25 лет! А то, что массив имеет отметку «7439», было установлено только в 1943 г. Второе восхождение было совершено только в 1956 г. группой «Спартака» и Казахского альпинистского клуба под рук. В. Абалакова.

В 1941 году в Москве было уже около 300 инструкторов–общественников, один 3МС, двадцать три МС, и 10 000 значкистов.

6096