Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас 30320 членов ФАР

О новой школе инструкторов, массовости и стандартах UIAA.

О новой школе инструкторов, массовости и стандартах UIAA


источник:
Сергей Веденин


По следам курса Rock Climbing Instructor UIAA in Russia.





Нашим канадским товарищам Рональду Уайтхеду и Бенуа Валлеру с благодарностью.


Сначала договоримся о терминах.

Гид и инструктор
– в России сложилось мнение, что гид за большие деньги «таскает» клиентов на горы, и не занимается обучением, а инструктор наоборот забесплатно, на общественных началах учит людей альпинизму. За последние годы я много общался с гидами и инструкторами из разных стран и могу сказать, что эти два понятия часто употребляются как синонимы и разница между ними не сильно заметна. Гиды много и часто занимаются обучением, а инструктора «таскают» клиентов на горы, хотя надо сказать что «таскают» это тоже миф – даже в таких случаях обучение присутствует.

Если говорить о ключевом различии:

- инструктор – человек, который во время обучения готовит своего подопечного к самостоятельному (автономному) пребыванию в горах, это обучение проводится согласно местным или международным стандартам подготовки; инструктор может быть как профессионалом, так и волонтером (общественником);
- горный гид – человек, который оказывает разнообразные услуги в горах – от работы с неподготовленным клиентом, обучения и горных лыж до восхождений высших категорий сложности, горный гид подготовлен для работы с клиентом, и готов обеспечить ему безопасность не зависимо от его уровня подготовки; горные гиды в подавляющем своем большинстве являются профессионалами, для которых работа с клиентами – единственный источник дохода.

Стандарты UIAA – сразу следует сказать, что книги с таким названием нет. Раз в несколько лет ведущие эксперты UIAA из разных стран собираются, обсуждают и принимают решение, какие техники и методики можно рекомендовать, а какие нет. Эксперты из огромного количества технических приемов и снаряжения стараются выбрать наиболее правильные и безопасные.








При прочих равных предпочтение отдается использованию простых технических приемов с использованием небольшого количества простого и многофункционального снаряжения. Лидерами по удобству и многофункциональности оказались страховочно/спусковые устройства типа Reverso (и им подобные) и схватываюшие узлы.





Вариации на тему шайбы Штихта позволяют страховать, спускаться и даже подниматься по веревке, также очень удобно с ними работать в группе из трех человек и с двойными веревками. В обязательный набор снаряжения входит 2-3 коротких петель для схватывающих узлов и 2-3 длинных, длиной по 2,5 метра, из которых организуются станции, полиспасты и многое другое. Петли завязываются узлом грейпвайн из 7 мм репшнура. В роли схватывающего узла рекомендовано применять прусик в 3 оборота или французский (обмоточный) узел.

А теперь о больном – о массовости в альпинизме.


О том, что массовость - это приоритетная цель для ФАР, говорят давно и много, но вот как к этой цели приблизится – похоже, не знает никто. Я не претендую на знание рецепта, но мыслями готов поделиться.








Еще по советской статистике только один из ста новичков, приехавших в горы по путевке, продолжал заниматься альпинизмом выше второго разряда. Это и понятно – альпинизм был военно-прикладным видом спорта – отсюда и жесткая селекция и отсеивание физически неподготовленных, нацеленность на разряды и звания, лагерная муштра и манеры поведения инструкторов и руководителей. Такой подход приводил к появлению сильных спортсменов, а новичков каждый год исправно поставляли профсоюзы по почти бесплатным путевкам. Для функционеров все было замечательно – есть и массовость и спорт.

В современных условиях это уже не работает. Спортсменов было, есть и будет не более 1% от количества занимающихся, но почему мы пытаемся из всех новичков сделать спортсменов – вот это загадка. Значительная часть новичков приезжает в горы вовсе не за спортом, а за романтикой, природой или человеческим общением. Но у нас же есть ПРОГРАММА и поэтому все будут ходить строем и учиться по одной программе. Даже если человек приехал посмотреть на горы и попробовать, как это - он все равно будет 15 дней ходить вокруг лагеря на занятия и совершит одно или два пеших восхождения на ближайшие горы. Обучение по армейской системе и работа в отделении по 10 человек, когда лезет один, а остальные сначала часами ждут, а потом уныло «толкают ручку» никак не улучшают впечатление от такого обучения. Не добавляют радости и утренние построения с криками «здравия желаю» – все это очень отдает казармой и за свои деньги повторять это большинство не готовы. Вот вам и массовость.

Подход инструкторов UIAA гораздо более гибок - «Далеко не все начинающие альпинисты в будущем собираются становиться спортсменами, многие приехали с другими целями и незачем пытаться всех начинающих учить по одной программе, которая рассчитана на подготовку самостоятельных спортсменов – не все этого хотят не всем это надо. Не нужно пытаться научить участников всему – многим хватит в эту поездку/этот курс ограниченного набора знаний, умений и навыков».

Квалифицированный, адекватный инструктор способен за несколько дней обучить небольшую группу и подготовить ее к прохождению несложного и хорошо известного инструктору маршрута. При этом технические вопросы и вопросы безопасности на начальных этапах будет решать, в основном, инструктор, участники должны уметь лезть, страховать, и спускаться по веревке. Если маршруты планируются в скальных районах – то незачем давать новичкам снежную и ледовую технику – все равно она им сегодня не пригодиться, а к следующей поездке они ее забудут.

У инструкторов UIAA нет иконы в виде «ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ» – у них есть набор знаний, техник и здравый смысл и они сами решают чему, в каком объеме и как учить свою группу, в зависимости от цели, места и условий восхождения. Но для каждого типа рельефа и маршрутов существует минимальный набор навыков и знаний, которыми должен обладать участник. Именно этот минимальный набор и является тем, что называют «Стандартом UIAA».

Но такая вольница ограничена высокой ответственностью. В отличие от нашего инструктора, инструктор UIAA несет полную ответственность за жизнь и здоровье участников. При любом несчастном случае дело будет разбираться судом, и все действия инструктора будут рассмотрены под микроскопом с привлечение авторитетных экспертов. И вот в этом разбирательстве и зададутся вопросы об объеме и методике обучения, применяемом снаряжении и технике и даже о содержании рюкзака инструктора. Использование несертифицированного снаряжения и нерекомендованной техники - это однозначная вина инструктора, и последствия будут тяжелыми. Даже отсутствие в рюкзаке у гида оговоренного списка снаряжения - это отягчающее обстоятельство при разборе.

Безопасность.


При работе с группой недопустимы никакие отступления от стандартов безопасности UIAA. При совершении восхождения с друзьями вы можете использовать любое снаряжения и любые технические приемы – брать или не брать веревку – это ваш выбор. Каждый имеет право умереть, как ему хочется.

Но при работе с людьми (обучение, спасательные работы, работа гида) возможно применение только самых безопасных методов и приемов. В этом есть видимое невооруженном глазом противоречие с нашей школой – мы начинаем учить на инструктора состоявшихся спортсменов, 1й разряд - это участники чемпионата России по альпинизму, которые привыкли ходить быстро и часто игнорируют требования безопасности. Обычный разговор с курсантом в Центральной школе инструкторов - « А я умею это сделать быстрее», и далеко не все понимают, что для инструктора важно не «быстрее» а безопаснее. «Срезать углы» и экономить время пренебрегая страховкой участники научатся сами, а инструктор должен научить правильно и безопасно.

Спортивная группа должна ходить быстро и безаварийно, а учебная безопасно, но привычки меняются с трудом.

Канадская школа.

В Канадской школе отсутствуют входные требования по спортивной подготовке курсанта – гораздо более важны требования к способности учить и учиться самому, внимательности и ответственности. Инструктор должен обладать идеальной техникой, идеальной в смысле правильности выполнения технических приемов и организации безопасности. Физические кондиции курсанта описываются уверенным лазанием первым с организацией своих точек страховки на уровне 5а-5б и лазанием первым по спортивным маршрутам, оборудованным болтами, на уровне 6а онсайт, что достаточно скромно.

Но требования к технической подготовке гораздо выше. Требуются фундаментальные знания по обеспечению безопасности на маршруте – знания по снаряжению, физике рывка и работе снаряжения при рывке, технике страховки и спасательных работ и многое другое. Знания методик и приемов обучения и умение применять различные приемы на практике.

А главное, инструктор должен быть профессионалом по отношению к своей работе. Важно опираться на состояние и чувства участника - инструктор должен быть ориентирован на него. Очень важно поведение и уверенность в действиях инструктора – участник должен чувствовать заботу о себе и уверенность в безопасности.

Методика преподавания.

Методика преподавания, показанная нам, очень эффективна, но дело скорее не в методике, а в отношении инструкторов к своей работе и их подготовке. Инструктор серьезно готовится к каждому занятию, действия расписаны по минутам, паузы и потери времени сведены к минимуму.

Абсолютно недопустимым является вариант, когда пара работает на рельефе, а остальные 3-4 пары на это смотрят. Все участники должны работать одновременно и инструктор должен успевать уделять всем связкам внимание. Это требует наличия, хорошо подготовленного учебного полигона и предъявляет высокие требования к квалификации инструктора.





Технологически процесс обучения строится на основе «проблемного метода», сначала быстрый показ технического приема инструктором – постановка проблемы, а потом курсанты под его руководством стараются повторить, инструктор подсказывает и корректирует ошибки. В отличии от командного метода, так любимого в нашей школе, эта методика позволяет не тормозить всю группу по самому слабому курсанту и сделать обучение в чем-то индивидуальным.

Идеология.


На семинаре инструктора UIAA показали несколько непривычных нам техник, приемов и технических фокусов, но не это отличает нашу школу от Канадской. Отличает подход к организации занятий, о чем сказано выше и отношение к альпинизму. По мнению всего остального мира, альпинизм это не спорт и не массовый подвиг – люди занимаются альпинизмом для удовольствия, а не для получения званий. По их мнению альпинизм это скорее культурное явление, чем спортивное.

Еще в 90-х иностранцы удивлялись – «Почему все ваши фильмы про альпинизм, туризм и т.д. озвучены такой героической музыкой – вас, что заставляют? Ведь это же здорово – это же фан – почему столько пафоса? »

В экзаменационных билетах на семинаре Rock Climbing Instructor UIAA in Russia был вопрос, «Какие чувства должен испытывать клиент после вашего курса?» - правильный ответ «Счастлив».

Мои предложения.

Если мы хотим, а мы хотим, чтобы наши инструктора имели качественную подготовку и признанный на национальном и международном уровне сертификат, то нам придется изменить систему обучения в нашей школе.

1. Разделить спортивную и профессиональную составляющую альпинизма – инструктор не обязан участвовать в соревнованиях и быть спортсменом. Если он имеет достаточный опыт, сдает входные тесты, успешно обучается и сдает итоговые экзамены – то он инструктор, вне зависимости от того есть или нет у него спортивный разряд по альпинизму.
Для этого придется переработать нынешнюю смешанную систему квалификации (опыт+спорт), раздели ее на 2 параллельные системы – профессиональную (опыт горовосхождений, навыки, умения) и спортивную (результаты участия в соревнованиях).

2. Перейти к модульному принципу обучения. Программа обучения становится все объемнее, но далеко не всему необходимо учиться в горах. Медицину, педагогику и даже лавинную подготовку курсанты могут освоить до поездки в горы. Образовательные модули должны длиться от 7 до 14 дней.

3. По неизвестной мне причине обучение по программе «Жетон спасение в горах» обязательно только для спортсменов для выхода на первую 6-ку. А инструктор, который ходит с группой на 2-ки и 3-ки спасать как бы и не должен уметь. А должно быть наоборот – инструктор и безопасность его группы это главный приоритет. Поэтому одним из обязательных модулей в обучении инструктора должен стать модуль «Безопасность и спасательные работы в горах».

4. При этом сборы на жетон «Спасение в горах» должны измениться от сборов «Готовим спасателей для МЧС, учим работать толпой» к сборам по безопасности в альпинизме. На этих сборах должны учить безопасным приемам горовосхождения, спасательным работам в малой группе и только потом организации взаимодействия с МЧС.