Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас 30298 членов ФАР

Семинар по проведению поисково-спасательных работ с помощью вертолета

Семинар по проведению поисково-спасательных работ с помощью вертолета


источник: Сергей Веденин

В декабре 2010 года с помощью авиакомпании Heliaction и Robert Andenmatten, старшего летчика-инструктора Швейцарской авиакомпании Air Zermatt AG, был проведен первый семинар по подготовке пилотов и спасателей по проведению поисково-спасательных работ (ПСР) в горах.




Основное внимание было уделено, широко распространенной в мире и практически не использующейся у нас, технике работы спасателей на внешней - длинной подвеске.
Данная техника проведения работ незаменима при спасательных работах на сложном и особенно вертикальном стенном рельефе, когда вертолет не может приблизиться к стене и доставить на место аварии спасателей. При использовании длинной подвески (до 200 метров) вертолет, может высадить спасателя к пострадавшим и забрать их с места НС. Также данная техника часто применяется при ПСР в лесу, в горной местности или на воде.

Основные сложности при таких работах ложатся на плечи пилота вертолета, к его опыту предъявляются очень высокие требования и к этим работам допускаются только летчики высшей квалификации. Пилот должен, часто только по командам спасателя в отсутствие визуального контакта с ним, обеспечить позиционирование спасателя на рельефе с точностью в несколько десятков сантиметров.

Функции спасателя значительно проще — он должен грамотно подавать команды пилоту для обеспечения точного позиционирования при высадке и должен обеспечить гарантированное и безударное отделение людей и грузов от рельефа.

Под руководством опытного инструктора были рассмотрены технические и тактические особенности таких работ.




Robert Andenmatten высоко оценил уровень подготовки пилотов компании Heliaction и выразил уверенность, что после проведения необходимых тренировок они смогут безопасно выполнять такие работы.

Огромная благодарность компании Heliaction за организацию семинара и фирме Венто за предоставленное снаряжение.

 


СПРАВКА:

Air Zermatt AG - частная авиационная и спасательная служба в р-не Zermatt, Швейцария. В течении года Air Zermatt AG проводит около 1500 спасательных работ. В зимний период в течение дня совершается более 5 вылетов. Значительная часть ПСР проводится на сложных альпинистских маршрутах на Matterhorn, Монте-Розу и соседние вершины.
Авиационная служба состоит из 10ти пилотов, 8ми механиков и нескольких человек в офисе.
Air Zermatt AG занимается не только спасательными работами в горах, они организуют перелеты из аэропортов на курорты Альп, вертолетные экскурсии, хели-ски, обеспечивают строительные работы в горах.
Например для строительства хижины Монте Роза было совершено около 3500 вылетов.

Robert Andenmatten — пилот-инструктор с налетом около 10 000 часов в горах, горный гид UIAGM, гид по хели-ски.


Далее описаны некоторые наблюдения по применению данной техники:

Ни один командир воздушного судна, находящийся в здравом уме и трезвом сознании, никогда не допустит к этим работам неподготовленных и не имеющих допуска к данным работам спасателей, поэтому этот материал изложен только для «общего понимания ситуации».

Каска, радиосвязь — связь должна быть у каждого спасателя, используются наушники, прикрепленные к каске. Кнопка передачи на чашке наушника.

Страховочная система — обычная альпинистская, в ЕЭС грудная и полная не требуется, в отличие от США, где требуется полная система и две точки подвески.

Подвеска к вертолету - длинная подвеска крепится к вертолету в штатный подвесной крюк и подстраховывается с помощью дополнительной веревки. Система подстраховки организуется так, чтобы в случае отказа избежать смещения точки приложения нагрузки.





Для всех случаев работы на внешней подвеске разрешается использовать только стальные карабины.

На конце подвески с помощью большого крюка или карабина с вертлюгом (при работе с веревкой вертлюг не обязателен, для троса необходим) крепится паук на 2-7 человек.

Паук крепится к этому карабину с помощью коннекторной пластины или кольца.
Используется специальный полипропиленовый канат с заделанными коушами, кольцами и т.д. - рабочая нагрузка около 700 кг, разрывная около 5 000 кг. Рабочая нагрузка составляет 1/7 от разрывной.





На нижнем конце подвески закреплен груз около 20 кг, для предотвращения раскачки и запутывания подвески без груза.

Обязательное снаряжение
— стропорез или садовые ножницы-секатор — они должны быть всегда под рукой, чтобы вовремя отрезать запутавшуюся веревку и не уронить вертолет или не порвать спасателя.

Для пострадавшего — надо всегда иметь с собой или косынку или простую систему - у пострадавшего может не быть, быть плохая и т.д.
Необходимый набор альпинистского снаряжения - для быстрой организации точек и станций.
Подшлемник и очки рекомендованы - особенно в зимнее время и на больших высотах - на скорости 100 км/час очень холодно и ветрено.

Самостраховка
- спасателю запрещается использовать (до освобождения от вертолета) для организации самостраховки и страховки пострадавших самостраховку, которая не может быть освобождена под нагрузкой. Если при снятии пострадавшего и спасателя со стены самостраховка не будет отстегнута, то возможны самые трагические последствия, включая падение вертолета.
Поэтому основным способом является использовании самостраховки изготовленной из 3х метров основной веревки, двух карабинов и узла release hitch (RH) — один из вариантов узла Радиум release hitch. Данный узел состоит из узла UIAA, узла штык и контрольного узла.
При работе с данной самостраховкой узел UIAA находится на спасателе и при уходе от станции веревка остается висеть на станции.
Если спасателю нужно отправить одного пострадавшего — то узел UIAA пристегивается к станции или к спасателю и под его контролем производится освобождение от страховки, веревка остается на пострадавшем.
Необходимо иметь несколько таких самостраховок.





Во время подготовки к вылету, высадке из вертолета — спасатели должны находится в такой позиции, относительно вертолета, чтобы пилот (КВС) их видел. Для Ми-8 это слева впереди от вертолета, для Еврокоптеров справа впереди.


Алгоритм действий спасателя.

Если пострадавший уходит вместе со спасателем:
Спасатель подлетает к пострадавшей группе, организует себе самостраховку из release hitch (RH).
Отцепляет паук от подвески, вертолет отлетает.
Пострадавший крепится к пауку, если рельеф опасный и возможно падение, пострадавший с помощью самостраховки крепится к спасателю — в кольцо системы.
После организации новой страховки, спасатель отстегивает пострадавшего от его самостраховки. Если пострадавший висит и самостраховка натянута — организуется миниполиспаст, пострадавшего приподнимают и освобождают от его страховки. Нагрузка от пострадавшего передается на самостраховку спасателя.
Прилетает вертолет — спасатель развязывает контрольный узел на RH и крепит паук к подвеске.
И освобождает RH, веревка от RH протравливается и остается на стене.

Если первым уходит один пострадавший:
Спасатель пристраховывает пострадавшего к станции или к себе с помощью RH.
Освобождает его от страховки, крепит к пауку.
Подлетает вертолет — спасатель развязывает контрольный узел на release hitch и крепит паук к подвеске.
Освобождает RH — веревка остается на пострадавшем.
Если пострадавший в сознании и адекватен, то он может помочь спасателю по его просьбе — подержать паук, придержать полуразвязанный RH.


Команды и коммуникация.


При работе на внешней подвеске команды подает спасатель — важно перед каждой миссией повторять и проверять договоренности о командах и сигнализации.

Обычный набор команд: выше, ниже, вперед, направо, налево, назад, на этом уровне, отмена, готово, свободно.
Можно подавать команды типа «плюс 2», «минус 3» — они относятся к высоте.
Важно говорить четко коротко и не много.
Самый быстрый способ коммуникации это глаза и жесты.
Используются следующие жесты — рука описывает круг над головой — команда «вверх», рука описывает круг ниже спасателя — «вниз», руки совершает горизонтальные движения влево вправо — «на этом уровне».
Команда жестом «вверх» — так же используется и как готов к подъему.
Крест из рук — команда на прекращение работ.