Официальный сайт Федерации альпинизма России. Если вы что-то не нашли, попробуйте поискать на старом сайте

Нас 2494 члена ФАР

Отчет команды ФАиС Амурской области на в. Крейсер Варяг 2430 м, первопрохождение в рамках ЧР

Отчет команды ФАиС Амурской области на в. Крейсер Варяг 2430 м, первопрохождение в рамках ЧР

 

Нитка маршрута

 



Паспорт восхождения

 

1. Баргузинский хребет, ущелье реки Ульзыха, номер в разделе КМГВ – 9.2.2.;

2. Вершина Крейсер Варяг 2430 м;
первопрохождение;
название маршрута – по левой части северной стены

3. Предлагается 6Б категория сложности;

4. Характер маршрута – комбинированный;

5. Перепад высот маршрута – 800 м;
Протяженность маршрута – 897 м;
Протяженность участков V категории сложности 281 м, VI категории сложности 391м
Средняя крутизна: основной части маршрута – 79 град.
всего маршрута – 72 град.

6. Оставлено крючьев на маршруте: всего – 14; в том числе шлямбурных – 14;
Использовано всего на маршруте: скальных крючьев – 19, закладок и т.п. – 15;
Использовано крючьев: шлямбурных стационарных – 14, в т.ч. ИТО – 2;
шлямбурных съемных – 5, в т.ч. ИТО – 2; скайхуков – 30, в т.ч. ИТО 30;
фиф – 4, в т.ч. ИТО 212; скальных якорей – 181, в т.ч. ИТО 152.

7. Ходовых часов команды: часов – 98:00, дней – 8;

8. Руководитель – Шерстнев Игорь Владимирович – МС;
участники: Лягин Сергей Александрович – КМС;
Синюшкин Артемий Ильич – 1 с.р.;
Шелковников Александр Геннадьевич – 1с.р.        

9. Тренер – Шерстнев Игорь Владимирович, МС.

10. Выход на маршрут: 7:00, 8.02.2009 года;
Выход на вершину: 15:30, 15.02.2009 года;
Возвращение в БЛ: 24:00, 15.02.2009 года.

11. Организация – Федерация альпинизма и скалолазания Амурской области.

Руководитель И. В. Шерстнев
Тренеры И. В. Шерстнев
           

 

Описание маршрута

 

1. Подход под маршрут по глубокому снегу в снегоступах. Начало маршрута – крутой снежник. Подъем по нему связан с большой лавиной опасностью. Перед началом подъ-ема установили два снежных якоря, изготовленных из лавинных лопат. Ориентиром при подъеме служит самая нижняя скальная часть стены. На скальной плите в конце участка организовали надежную станцию на скальных якорях.  

 

2. Вертикальная стена с маловыраженным рельефом и с полным отсутствием трещин. Чрезвычайно сложное лазание по небольшим земляным «кочкам» с остатками травы, вмерзшими в небольшие углубления в скале, в которых нет трещин. Лазание при по-мощи скальных фиф, привязанных к стременам. Фифы используются на протяжении всего участка как скайхуки на рельеф и устанавливаются на микро полочки и в мерзлую землю. Для страховки применялись скальные якоря, которые забивались в наиболее массивные земляные образования. Точки страховки крайне надежны. Движение вверх с небольшими зигзагами по направлению к большому гроту, находящемуся выше. 

 

3. Перед началом участка устанавливаем съемный шлямбур d=10 мм. Вертикальная стена изобилует небольшими нависаниями, проходить которые приходится по той же мерзлой земле на скальных фифах. Надежные точки страховки создать не возможно. Пре-дельно сложное лазание с большой психологической нагрузкой. Для страховки использовались только скальные якоря. Станция надежная на шлямбуре сблокированном с якорем. Место не удобное и не защищенное.

 

4. Крутая гладкая плита без рельефа проходится на скайхуках. Очень сложное лазание при плохой видимости в снегопад. Скала припорошена снегом.

 

5. Сильно разрушенная скала. Представляет собой серию узких внутренних углов и «живых» отщепов. По рельефу двигаемся вверх, забирая вправо по направлению к снежным карнизам. Надежные точки страховки создаются только при помощи якорей. В конце участка организуем промежуточную станцию с помощью шлямбура для установки пер-вого промежуточного лагеря.

 

6. Проход между снежными карнизами по гладкой вертикальной плите. Предельно  сложное техническое лазание при помощи скайхуков и фиф. Для организации промежуточ-ных точек страховки использовались скальные якоря, забитые в мерзлую землю. Стан-ция на шлямбуре сблокированном с якорем, в стременах.  

 

7. Крутая скальная стена с очень бедным рельефом и редкими глухими трещинами. Проходится вертикально вверх при помощи фиф. Надежные точки страховки единичны, основная масса якорей забита в небольшие, вытянутые вдоль углублений в скале по-лоски мерзлой земли. Очень сложное и максимально опасное лазание.

 

8. Движение вверх по серии крутых внутренних углов. Рельеф чрезвычайно беден с полным отсутствием трещин. Единственный скальный крюк забит под «живой» камень (на прохождение). Надежные точки страховки создать не возможно, скальные якоря забиты в небольшие образования из мерзлой земли и песка. Перед большим широким, внут-реннем углом организована неудобная, но надежная станция на шлямбуре и якоре.

 

9. Крутой внутренний угол проходится по правой его части, которая представляет собой монолитную скалу без рельефа. В углу  трещины нет, но присутствуют небольшие земляные «кочки». Двигаемся по ним с помощью фиф, что позволяет сохранять темп вос-хождения. Здесь же с помощью якорей организуем промежуточные точки. В верхней части угла мерзлая земля скалывается, далее двигались с помощью скайхуков «на дырочку» d=6 мм. Для страховки применили съемный шлямбур. Предельно сложное и опасное лазание на ИТО.

 

10. Широкая крутая скальная стена. Двигаемся вертикально вверх по направлению к косому  20-ти метровому карнизу. Движение на фифах по земляным очагам, вмерзшим в не-ровности скалы. Страховку организуем с помощью якорей в редкие глухие трещины и мерзлую землю. Сложное лазание с недостаточным количеством надежных точек стра-ховки. В конце стенки перед карнизом на микро полке – станция на шлямбуре и якоре, где оставили контрольный тур.

 

11. Косой скальный карниз обходится слева по крутой гладкой плите с единственной не-глубокой трещиной. В начале ее есть возможность установить два небольших стоппера. Далее движение по трещине вверх с помощью фиф. Для страховки применяли якоря, т.к  трещина не глубокая, которая в верхней части плиты становится нитевидной и перед выходом на полку выклинивается. Точки страховки в конце плиты становятся нена-дежными, скальные якоря заходят не более 10 мм. Чрезвычайно сложное лазание с большими расстояниями между точками.

 

12. Крутая снежная полка. Под снегом скальная плита. Точки страховки создать проблематично. Двигаемся вверх по снегу до скальной стенки, у основания которой организуем удобную станцию на шлямбурах и устанавливаем второй промежуточный лагерь.

 

13. Крутая скальная плита с несколькими косыми глухими трещинами. Движемся на фифах по рельефу, уходя немного вправо. Переходы между трещинами на скайхуках. Для на-дежной страховки применяли скальные якоря. Очень сложное лазание на ИТО.

 

14. Крутая косая полка с неглубоким снегом, под которым плита. Страховку организовать проблематично. Движение по полке вертикально вверх.

 

15. Серия вертикальных внутренних углов, забитых землей, в которой встречаются «жи-вые» камни. Участок проходится на фифах и скальных якорях. Надежных точек стра-ховки мало. Связь с напарником затруднена. Максимально сложное лазание. В конце участка перед скальной плитой организовали неудобную, но надежную станцию на шлямбуре и якоре.

 

16. Вертикальная скальная плита с тонкими вертикальными глухими трещинами, забитыми землей. Предельно сложное и опасное лазание на фифах по рельефу с выкрашивающейся мерзлой землей. Для страховки применяли якоря, надежные точки единичны.

 

17. Крутая наклонная скальная плита со сглаженным, но пригодным для лазания рельефом. Установленные скальные якоря не обеспечивают надежной страховки. Движение по плите вверх по направлению к снежной полке.

 

18. Крутая снежная полка. Прошли без промежуточных точек страховки. В верхней части плиты у основания скальной стенки организовали надежную станцию на шлямбурах и установили третий промежуточный лагерь.

 

19. Косой траверс влево вдоль скальной стенки до небольшого внутреннего угла, перед ко-торым организовали надежную, удобную и защищенную станцию на якорях.

 

20. Небольшой крутой внутренний угол с «живыми» камнями проходится свободным лаза-нием.

 

21. Отвесный широкий внутренний угол, левая часть которого нависает и изобилует «живыми» отщепами, точки страховки на ней организовать не возможно. Двигаемся по правой части угла, которая представляет собой смерзшийся конгломерат крупных и средних камней скрепленных землей. Лазание на фифах, чрезвычайно сложное и крайне опасное. Надежных точек страховки нет. Скальные якоря забиты в мерзлую землю с песком.

 

22. Нависающая стенка слева от камина. В начале участка устанавливаем съемный шлямбур. Единственная косая трещина забита землей и мелкими камнями, по которой на фифах прошли нависания. Для страховки применяли скальные якоря. Чрезвычайно сложное и проблематичное лазание. В конце участка организовали висячую станцию на шлямбуре, сблокированным с якорем. Здесь оставили второй контрольный тур.

 

23. Нависающая гладкая плита с вертикальной тонкой глухой трещиной. Проходится на фифах и якорях. Выход со станции на скайхуках. В средней части плиты трещина заканчивается. Здесь на надежно забитом скальном якоре организовали маятник вправо в камин. Камин забит снегом, проходится лазанием и с помощью фиф. Предельно сложное и напряженное лазание.

 

24. Отвесная скальная плита с редкими вертикальными глухими трещинами. Плита проходится на фифах, переходы между трещинами на скайхуках d=6 мм. Скальные якоря, забитые в глухие трещины не надежны. Максимально сложное и опасное лазание.

 

25. Неглубокий вертикальный, со сглаженным рельефом камин, верхняя часть  которого забита плотным снегом. Камин проходится лазанием с применением фиф. Точки страховки ненадежные, «психологические».

 

26. Небольшая крутая снежная полка.

 

27. Вертикальный внутренний угол. Редкие трещины заполнены землей. Надежные точки страховки без применения шлямбура организовать не возможно.  Очень сложное лазание на фифах и скальных якорях. В конце угла организовали неудобную и незащищенную станцию на скальных якорях.

 

28. Вертикальный внутренний угол со сглаженным рельефом, в котором отсутствуют трещины. Некоторые углубления в скале заполнены землей, по которым и происходил подъем на фифах. Для страховки забивались скальные якоря.

 

29. Широкий крутой внутренний угол забит землей и покрыт мхом. Угол, не снижая темпа, проходится на фифах, для страховки применяются якоря. надежные точки страховки единичны. Перед выходом на снежную полку, организовали надежную станцию с помощью шлямбура и якоря.

30. Крутая наклонная снежная полка. От станции движемся по снегу в направлении камина, где у основания скалы организовали четвертый промежуточный лагерь.

 

31. Сильно разрушенный крутой неглубокий камин. Проходится свободным лазанием с редким периодическим применением ИТО на якорях. В верхней части камин забит плотным снегом и здесь он становится почти вертикальным и монолитным. На выходе из камина организовали неудобную станцию на шлямбуре.

 

32. Почти вертикальная скальная стена с серией различных трещин. Очень сложный выход со станции R13 на плоскость стенки, в обход узкого нависающего камина.  В нижней части затруднительна организация надежной страховки. Скальные якоря в глухие тре-щины заходят не более 10 мм. Чрезвычайно сложное лазание на фифах по разрушаю-щемуся рельефу. В верхней части стены лазание становится более надежным. Здесь удается забить несколько скальных крючьев.

 

33. Крутая скальная стенка с рельефом пригодным для свободного лазания. На этом участ-ке не редко попадаются «живые камни». Точки страховки надежны. Кроме якорей здесь нашли применения гексы и крючья. Перед началом внутреннего угла на небольшой полке организовали удобную и надежную станцию.

 

34. Внутренний угол проходимый на ИТО с помощью фиф. Якоря, забитые в глухие трещины не надежны.

 

35. Крутая широкая скальная стенка с богатым рельефом для лазания и организации промежуточных точек страховки, где применяли закладки, френды средних размеров и скальные якоря. В конце плиты на небольшой снежной полке организовали удобную надежную станцию на якорях.

 

36. Наклонная косая снежная полка, по которой совершили траверс вправо до основания скальной стенки.

 

37. Крутая сильно разрушенная скальная стенка. Проходится по трещине лазанием с помощью фиф.

 

38. Косая наклонная снежная полка. По ней траверсируем влево до основания небольшого внутреннего угла, у основания которого организовали надежную станцию на скальных крючьях. 

 

39. Небольшой сильно разрушенный внутренний угол проходится свободным лазанием и выводит под большой и протяженный снежный карниз на гребне.

 

40. Двигаемся по серии наклонных разрушенных внутренних углов вдоль снежного карниза до наклонной снежной полки перед выходом на гребень, где организовали удобную станцию на скальном якоре и крюке. 

 

41. Крутая наклонная снежная полка выводит на гребневую часть маршрута.

 

42. Выход на вершину по разрушенному скальному гребню.
Вершина.    Вершина скальная, состоящая из крупных каменных блоков. Снег отсутствует. Легко находим контрольный тур и снимаем записку хабаровских альпинистов.
Спуск Спуск с вершины по восточному гребню через в.Обзорная по маршруту 1Б к.т.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩИХ ГРУПП


Маршрут, пройденный нашей командой по левой части северной стены является наиболее бедным по наличию рельефа для установки промежуточных точек страховки из всех пройденных маршрутов, существующих в Баргузинском хребте. Практически весь маршрут был пройден с помощью скальных якорей и скальных фиф. Скальные фифы закреплялись к стременам и лазание происходило аналогично лазанию на фифах по льду.

 

Только в данном случае фифы использовались как скайхуки на рельеф. 90%  протяженности маршрута было пройдено именно таким способом. На маршруте нет удобных мест для ночевки, поэтому необходимо пользоваться подвесной платформой. Некоторые участки не могут быть пройдены летом, т.к. являются чрезвычайно камнепадо опасными и требуют значительных обходов. 

 

Для подъема по перилам мы использовали жюмары фирмы «Cong», т.к. из-за большой влажности веревки постоянно покрыты инеем и другие жюмары на них проскальзывают. На маршрут не целесообразно брать газовые горелки, сильный мороз и влажность воздуха делают их бесполезными. Мы применяли бензиновые примуса фирмы «Primus». На некоторых станциях установлены стационарные шлямбура d=8 мм. Отверстия под скайхуки пробиты d=6 мм. На восхождение необходимо брать большое количество двухслойных флисовых перчаток, исходя из расчета 1-2 пары в день для забойщика.

 

Схема маршрута