Официальный сайт Федерации альпинизма России

Нас 30331 член ФАР

Чтобы стать хорошим альпинистом, надо многому научиться. От того, как организован и проходит процесс обучения, насколько он эффективен - зависит будущее нашего альпинизма.

Многие годы круглогодично работаю в учебном альпинизме, от командира отделения до старшего тренера альпмероприятия. Попутно наблюдаю за тем, как проходит обучение в других федерациях и клубах. По-разному проходит. Есть клубы и федерации, где учебный процесс хорошо поставлен. А есть, где совсем никак не поставлен. Так недавно, проверяя документы прибывших к нам на сбор якобы второразрядников из слабой РФА, обратил внимание, что подготовку (от НП1 до СП2) они проходили не у инструкторов, а у второразрядников своей федерации, с которыми сходили «единички», «двойки», «тройки» (с присвоением разрядов). Уровень знаний и умений – соответствующий, т.к. и их учителя так же учились без инструкторов. Но это, конечно, исключение. Чаще инструкторы, пусть еще разлива времен СССР, но есть, и как-то работа ведется.

Основные недостатки нашего учебного альпинизма:

  • Учебная программа для подготовки альпинистов – старая Советская, чуть подправленная в 2007 и в 2017 гг. С тех пор воды много утекло и поменялось. Да, в этой Программе много нужного, не потерявшего актуальности. Но и устарело не мало. К сожалению, даже эта программа многими выполняется частично или вообще не выполняется. Почему?
  • Нехватка инструкторов, ведущих учебную работу в регионах. Поэтому (из-за нехватки инструкторов) и обучение на местах ведется не в полном объеме: мол, в горах на альпмероприятии доучатся.
  • Контроль за прохождением разделов Программы «До выезда в горы» никто и никак не ведет. Что знает и умеет участник, приехавший в горы – тайна для инструктора, не работавшего с этим участником дома. А чаще всего так и бывает.
  • В горах – продолжается не выполнение этой самой Учебной Программы под разными предлогами: то льда в районе проведения альпмероприятия нет, то снег закончился. А там, где снег и лед есть, иногда даже на сокращенные занятия времени на многих АМ не хватает: участники обычно приезжают на две недели, стремясь за этот срок сходить то, что раньше делалось за три и более. И растут разряды, а нужных опыта и умений у этих разрядников нет.
  • После выполнения норм второго разряда тренером у альпинистов может быть перворазрядник – не инструктор. Но иногда и это только на бумаге, фиктивно, а готовится альпинист сам, без тренера. Как? На своих ошибках. Во всех видах спорта: чем выше квалификация спортсмена - тем выше требования к его тренеру. А у нас – наоборот.
  • Таким образом, альпинист зачастую дорастает до первого разряда (а иногда и выше), не получив необходимых знаний и опыта для совершения восхождений.
  • И теперь новоиспеченный перворазрядник поступает в ЦШИ, где доучивать его тому, что он должен знать и уметь на этом этапе времени нет.
  • Плохо обученный перворазрядник, ставший инструктором, будет клонировать себе подобных. Замкнутый круг.

И это только основные проблемы. Что делать? В первую очередь:

  • Принять новую Учебную программу для подготовки альпинистов.
  • Книжку альпиниста дополнить, включив в неё сведения о проходимых занятиях до выезда в горы в полном объеме по Учебной программе. В старые книжки сделать вклеиваемый вкладыш, куда будут заноситься эти сведения. Без этих сведений (т.е. прохождения учебной программы в полном объеме) к восхождениям в горах не допускать. Ввести это требование в Правила проведения АМ. Руководителей АМ, нарушающих это требование, от занимаемых должностей отстранять.
  • Долгое время работа ЦШИ не была направлена на подготовку альпинистов - членов РФА, т.к. курсанты ЦШИ обучались за свой счет и после выпуска работали там, где больше платят (в коммерческом альпинизме). Ситуация изменилась после введения федерацией квот на бесплатное обучение с обязательной последующей отработкой на альпмероприятиях ФАР. Но в связи с принятым решением об урезании размеров помощи (частичная оплата расходов на обучение) вероятнее всего число кандидатов снизится, т.к. многие кандидаты и (или) РФА не смогут оплатить оставшуюся часть расходов. Необходимо сохранить оплату обучения в ЦШИ кандидатам от РФА!
  • Переработать программу подготовки инструкторов в ЦШИ, максимально приблизив её к реальному учебному процессу в альпинизме.
  • Членам РФА и клубов, не имеющих своих инструкторов для работы в РФА, рекомендовать модульную систему обучения на стандартных модулях, проводимых опытными инструкторами в максимально пригодных для обучения местах.

1774

Источник: Михаил Ситник