Как меняются границы альпийского стиля
Ключевые награды в альпинизме – Piolet d’Or, Steel Angel, Золотой ледоруб России – ежегодно отмечают наиболее значимые восхождения, тем самым задавая новые ориентиры для современного альпинизма.
Лауреатами премий 2025 года стали команды, которые не только обозначили вектор для российского и мирового альпинизма, но и одновременно поставили под вопрос привычные представления об альпийском стиле.
Золотой ледоруб России: восьмитысячники и альпийский стиль
Традиционно на ежегодном Торжественном вечере ФАР 2025 прошла церемония вручения национальной премии «Золотой ледоруб России», российской версии международной награды Piolet d Or, которая была учреждена Федерацией альпинизма России в 2007 году, чтобы отметить самые выдающиеся достижения российских альпинистов, подчеркнуть уникальность отечественных восхождений и их вклад в мировую историю альпинизма. В этом году самыми значимыми достижениями стали два первопрохождения новых линий на восьмитысячники в альпийском стиле – маршрут «Незабудка» на Нанга-Парбат (8126 м), пройденный в двойке Денисом Урубко и Марией Карделл, и восхождение на Манаслу (8163 м) по не пройденному ранее Юго-Западному склону команды под руководством Андрея Васильева в составе: Виталий Шипилов, Сергей Кондрашкин, Кирилл Эйземан и Наталья Белянкина, также совершенное в альпийском стиле без кислорода.
Сложно сказать, какое из этих восхождений имеет большую ценность, но однозначно они оба задают новые высокие (в буквальном и переносном смысле) стандарты для современного альпинизма. Вот и судьи до последнего не могли сделать выбор, но в итоге присудили премию «Золотой ледоруб России 2025», команде Васильева.
Фото: Айгуль Лотфуллина
Piolets d’Or 2025: Как меняются границы альпийского стиля
По материалам ExplorersWeb
Текст: Angela Benavides, перевод: Анна Столбова
Piolet's D'OR международная награда за серьёзные достижения в альпинизме. Номинация и награждение происходят ежегодно при поддержке французского журнала Montagnes и The Groupe de Haute Montagne уже 32 года. Это самая престижная награда в мире альпинизма. Локации церемонии вручения наград самые разные, в этом году она прошла в итальянском Сан-Мартино-ди-Кастроцца.
За день до
церемонии лауреаты приняли участие в совместной пресс-конференции,
которая постепенно переросла в обсуждение ключевого для современного
альпинизма вопроса: сохраняет ли понятие альпийского стиля прежний смысл
в условиях технологических и методологических изменений.
Фото: Piotr Drozdz
Альпийский стиль вне привычных рамок
Особое внимание в этой дискуссии было уделено восхождениям Бенжамена Ведрина. В его случае награда впервые была присуждена не за конкретное восхождение, а за совокупность разной активности. Помимо проектов в Альпах, жюри отметило его скоростное восхождение на К2 без кислорода. Ведрин прошёл путь от ABC (ок. 5350 м) до вершины за 10 часов 59 минут, после чего спустился в базовый лагерь на параплане.
Хотя это восхождение не относилось к альпийскому стилю в классическом понимании, жюри подчеркнуло его новаторский характер и влияние на развитие дисциплины.
Ведрин отмечал, что сочетание разных практик становится для него способом исследования гор и собственных возможностей. Он говорил о скалолазании, парапланеризме, ски-туринге и больших связках в Альпах, которые они проходят вместе с Лео Бийоном, как о равных формах современного альпинизма.
Обладатель 2025 Piolet d’Or Special Mention – Бенжамен Ведрин и обладатель 2025 Piolet d’Or Lifetime Advertisement Award – Александр Одинцов. Фото: Angela Benavides
Не только первопрохождения
Алеш Чесен, получивший награду за маршрут на Гашербрум III, в ходе обсуждения подчеркнул, что современный альпинизм всё чаще выходит за пределы гонки за первыми восхождениями. По его словам, неизведанных вершин становится всё меньше, а оставшиеся не всегда представляют значимый интерес.
При этом огромный потенциал открывается в повторных восхождениях, если они выполняются на качественно новом уровне. Речь идёт о свободном прохождении маршрутов, ранее считавшихся возможными только с использованием ИТО, о скоростных восхождениях, лыжных спусках и комбинированных проектах.
В этом контексте Ведрин отметил, что полёты на параплане открывают для альпинизма новое поле возможностей. Современное крыло весит около килограмма, и альпинист может нести его самостоятельно, двигаясь легко и без длительных логистических схем. По его словам, подобный подход уже стал привычным для сообщества в долине Шамони.
Технологии и креативность
Участники пресс-конференции сошлись во мнении, что технологический прогресс напрямую влияет на развитие альпинизма. Инструменты вроде Google Earth позволяют находить удалённые и малоизвестные вершины, а дроны дают возможность рассматривать линии, которые раньше оставались незаметными.
Дейн Стедман, участник американской команды Яшкук-Сар, отметил, что пространство для новых идей в горах практически неисчерпаемо. Спенсер Грей добавил, что именно технологии сегодня становятся источником креативности, расширяя представления о возможных форматах восхождений.
Обсуждая границы альпийского стиля, Чесен подчеркнул, что жестких рамок, по его мнению, не существует. Альпинисты должны быть свободны в выборе методов, при условии полной прозрачности и точного описания всех технических решений. Он также высказался против чрезмерно формализованных критериев, отметив, что, например, использование одной или двух закрепленных веревок от бивуака не исключает альпийский стиль, если маршрут достаточно протяженный и сложный.
Достоверность и роль медиа
Отдельной темой стала проблема достоверности информации в эпоху социальных сетей. Дейн Стедман обратил внимание на то, что цифровые платформы упрощают распространение частичных или искаженных сведений о восхождениях. Алеш Чесен добавил, что медиа нередко опираются на вторичные источники, не всегда проверяя их точность.
В ходе обсуждения была подчеркнута важность работы с первоисточниками, аккуратных ссылок и чёткого указания контекста, особенно в условиях, когда социальные сети становятся основным каналом коммуникации между спортсменами и аудиторией.
Период трансформации
Итоги дискуссии сводились к общему ощущению переходного этапа. Понимание альпийского стиля и самого альпинизма находится в процессе переосмысления.
Как отметил Кристиан Троммсдорф, инициатор премии и президент Высшей горной группы Шамони, Piolet d’Or сегодня переживает период трансформации. Специальное упоминание Ведрину и готовность учитывать новые техники и форматы он назвал отражением изменений, происходящих в сообществе.
Троммсдорф также сообщил, что организаторы рассматривают возможность введения новой номинации, посвящённой альпинизму на скальном рельефе. По его словам, идея находится на начальной стадии, и ее реализация может занять не менее двух лет.
Фото: Piotr Drozdz
Лауреаты сезона
Американские альпинисты Огаст Францен, Дейн Стедман и Коди Уинклер получили Piolet d’Or за первопрохождение сложного маршрута на вершину Яшкук-Сар высотой около 6667 метров в пакистанском Каракоруме, в регионе Гилгит-Балтистан, неподалёку от массива Гашербрумов.
Награды также удостоены британец Том Ливингстон и словенец Алеш Чесен за открытие нового маршрута в чистом альпийском стиле на Гашербрум III.
За первое восхождение на Какур-Кангри в западном Непале премию получили американцы Спенсер Грей и Райан Гриффитс.
Отдельного упоминания был удостоен француз Бенжамен Ведрин за совокупность достижений, включающих проекты в Альпах и рекордно быстрое восхождение на К2 без использования кислорода, завершившееся полетом на параплане с вершины.
Специальное упоминание в номинации Special Mention for Female Mountaineering присуждено словенским альпинисткам Ане Петек и Патриции Вердев за технически выверенное и эстетически безупречное альпийское восхождение на Лалунг I. В прошлом году за первопрохождение на Лалунг I Аня Петек и Патрисия Вердев стали обладательницами международной женской премии Steel Angel.
Фото: Piotr Drozdz
Steel Angel 2025: light and fair means — лёгкий и честный стиль
Steel Angel – награда за лучшие достижения женских команд, ставшая с 2024 года международной. Премия Стальной ангел существует с 2008 года, впервые ее вручили в Узунколе, в последующие годы церемония награждения проходила во время Торжественного вечера ФАР.
В этом году произошло значимое и переломное событие для российского женского альпинизма – международную премию Steel Angel 2025 получила питерская команда – Ольга Падучева, Оксана Кочубей, Надежда Мужикина, Надежда Пильщикова – за первопрохождение маршурта «Карма» на пик Айрис в Индийских Гималаях (Iris peak, 5200 м). Поэтому статуэтку Стального ангела вручили 25 декабря на ежегодном традиционном вечере Федерации альпинизма Санкт-Петербурга.
Первовосхождение на пик Айрис удостоилось премии за то, что обладатель Piolet d’Or Special Mention (2014) Яник Грациани, назвал light and fair means
– лёгкий и честный стиль. Основной темой обсуждения международного
экспертного жюри стала именно чистота стиля. Микель Забальза, который в
этом году входил сразу в два технических жюри - Piolet d’Or и Steel
Angel, особо отметил тот факт, что маршрут на Айрис был пройден не
только без использования ИТО, но и вообще без использования шлямбуров.
Соучредитель премии Steel Angel Ирина Морозова и президент ФА СПб Татьяна Тимошенко
«Они выиграли благодаря современному стилю, – подчеркнула на церемонии вручения премии президент Федерации альпинизма Санкт-Петербурга Татьяна Ивановна Тимошенко. – Это достаточно классно. На сегодняшний момент, я наблюдаю странную тенденцию среди мужских команд. Почему-то 600 метров стены и из них 300 м ИТО. Что это за альпинизм? Ребята определитесь, выберите стиль – куда мы идем, куда идет развитие альпинизма. Я считаю, что девчонки как раз правильно все показали, и эта команда достойна этого приза. Я горжусь ими!»
0
112
Источник: Ирина Морозова
Результаты поиска
- Определены победители Чемпионата России 2015 по ледолазанию
- Чемпионат России, технический класс, Каравшин
- НС 2015. Безенги, Джанги-тау
- Андрей Волков: «Альпинизм тренирует в тебе человека»
- Скоростной забег на пик Черского. Открыта регистрация
- Определены победители Чемпионата России 2015 по ледолазанию